Все материалы используются с указанного сайта
Каталог икон на сайте PravIcon.com
Это одна из самых сложных символических иконографических композиций: Господь уподобляется солнцу, как источник света, а способ Божественного ведения - глазу.
Всевидящее Око Божие Круг первый, центральный, с четырьмя исходящими из него лучами, заканчивающимися за большим кругом изображениями евангелистов или их символов.
Круг второй представляет собой как бы лицо человека, на котором помещены четыре глаза, нос и уста. Надпись по окружности: <Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе
Моем>.
Над вторым кругом изображена с воздетыми руками Богородица. И третий круг пересекается множеством густых лучей, исходящих из центра главного - Солнца Правды-Иисуса Христа, направо и налево от
Которого написано: <Очи мои на верныя земли посадити и с собою>. Надпись на окружности: <Угль Исайи проявляяй солнце из Девической утробы, возсия во тьме, заблудшим благоразумия
просвещение подавая>.
Круг четвёртый, самый большой, изображает звёздное небо с тремя серафимами и надписями: <Серафим слово Бог>, или же в этом круге четыре ангела, из которых два внизу со свитками.
Венчает всю икону круг, усечённый внизу, в котором олицетворено <Небо небес> с тремя в нём серафимами, окружающими Господа Саваофа, благословляющего обеими руками; Св. Дух, от Него
исходящий, спускается в виде голубя на главу Богородицы. Фигура Бога Отца внизу отчасти закрыта и окружена ореолом, по краям которого надпись: <Бог с небесе сияния своего сподоби мя>. На
всей же окружности четвёртого круга надпись: <Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея>. Господь, окружённый облаками, сидит на радуге, подножием ему служит серафим
с распростёртыми крылами; на персях у Господа Св. Дух в виде голубя.
На углах - четыре круга евангелистов, от третьего круга - за четвёртый; на окружностях - имена и толкование: Матфей писан ангел, посол Господень; Марко писан орлим, возлете на небеса; Лука писан
Телчим, Мир; Иоанн писан лев, во гробе положиша.
Взято отсюда: http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=70633.
Анчийский [Анчисхатский] Спас - Нерукотворный образ Спасителя - одна из наиболее чтимых груз. святынь. В древности икона находилась в мон-ре Анчи в Юго-Зап. Грузии; в 1664 г. была перенесена в
тбилисскую ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, VI в., получившую после перенесения иконы название Анчисхати (в наст. время хранится в Гос. музее искусств Грузии). Согласно гимнографу Иоанну,
еп. Анчийскому, А. С. был принесен ап. Андреем Первозванным из Иераполя в Кларджети (Джанашвили. С. 310). Народное предание отождествляет эту икону с Нерукотворным Образом Спасителя из Эдессы.
Так, в одной из чеканных надписей XVIII в. на окладе А. С. в нарушение хронологии событий говорится, что икона <была доставлена из Эдессы в Константинополь, и, когда же появились Лев Исавр и
другие иконоборцы, ее оттуда перенесли и поставили в Кларджети, в кафедральной церкви Анчийской> (Цит. по: Микеладзе. С. 92).
Чудотворная икона (105x71x4,6 см без киота) заключена в средник разновременного (XII, XIV, XVII-XIX вв.) оклада-триптиха, оставляющего видимым только лик Спасителя, Его древнее энкаустическое
изображение, близкое по стилистическим признакам к сир. живописи, датируется не позднее VII-VIII вв. Икона поновлялась в 1-й четв. XIX в., тогда же был исполнен серебряный чеканный оклад. Однако
на нем Иисус Христос представлен не в изводе, характерном для изображения Нерукотворного Образа Спасителя, а как Господь Вседержитель. Ш. Я. Амиранашвили, описавший икону в 1929 г. после снятия
оклада, отметил сильную поврежденность красочного слоя и неясность мн. деталей иконографии и стиля. Ученый датировал первоначальное изображение VI-VII вв., а поздний живописный слой - XVII в.
Установление исходной иконографии древней иконы строится на свидетельстве еп. Анчийского Иоанна, заказавшего в кон. XII в., при св. царице Тамаре, золотое чеканное обрамление для чудотворного
Нерукотворного образа Спасителя, исполненное Бекой Опизари. На раме XII в. выполнены ростовые фигуры Богородицы и св. Иоанна Предтечи, к-рые должны были составить вместе с иконой Спасителя
деисус. Оклад XIX в. трактует триптих как деисус с Господом Вседержителем в центре. В надписях, выполненных в разное время на чеканных створках киота, икона обозначена только как
<Нерукотворный Образ>, <Образ Воплощения>, <Лик Божий> и <Эдесский Образ>.
Отражением характерного для Грузии XIII-XIV вв. приема повторного украшения старинных чеканных икон можно считать факт создания для А. С. киота с 2 боковыми створками, обложенными чеканными по
серебру композициями праздников (Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Преображение, Распятие, Воскресение и Вознесение в полукружии киота над самой иконой), выполненными в 1-й пол. XIV в.
по заказу атабагов Самцхе (1308-1344). В 1686 г. золотых дел мастер Бертаука Лоладзе украсил чеканкой наружные створы киота. Композиции <Воскресение Лазаря>, <Успение>, <Тайная
вечеря>, <Вход в Иерусалим>, <Уверение Фомы> и <Сошествие Св. Духа на апостолов> разделены, как и на внутренних сторонах створок, полосами чеканных орнаментов. Возможно,
тогда же уголки верхней части киота по сторонам от вписанного в полукруг Вознесения были заполнены изображениями летящих херувимов, заняв место поврежденных чеканных орнаментов XIV в.
О местном праздновании А. С. в Грузии сведения отсутствуют. Возможно, оно происходило по визант. установлению 16 авг., в день празднования перенесения из Эдессы в К-поль Нерукотворного образа
Господа нашего Иисуса Христа. В наст. время Грузинская Православная Церковь в этот день отмечает праздник <анчисхатоба>. В XII в. Иоанн, еп. Анчийский, посвятил иконе <Песнопения
Анчийского образа>; в XIII в. католикос-Патриарх Арсений IV (Булмаисимисдзе) создал <Восхваление в честь невидимого Нерукотворного Образа>; впосл. появился <Молебен Анчийского
Нерукотворного Образа, составленный по древним рукописным песнопениям>.
Лит.: Джанашвили М. Описание рукописей Тифлисского церковного музея Духовенства Грузинской епархии. Тифлис, 1908. С. 310 (на груз. яз.); Амиранашвили Ш. Я. История грузинского искусства. Тбилиси,
1950. Т. 1. С. 219, 255, 290; он же. Бека Опизари. Тбилиси, 1956. С. 9-23. Табл. 9-10; Чубинашвили Г. Н. Грузинское чеканное искусство. Тбилиси, 1959. С. 625, 638; он же. Из истории
средневекового искусства Грузии: Избр. тр. М., 1990. С. 144-147; Пуцко В. Г. Раннехристианские imagines clipeatae и Анчийский образ Спаса // 4-й Междунар. симп. по груз. искусству. Тбилиси, 1983.
С. 600-609; Микеладзе К. Т. Отражение легенды о Нерукотворном образе Спаса в грузинском искусстве // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 90-95.
Уникальное произведение одного из лучших "царских изографов" Оружейной Палаты Московского Кремля. Икона выполнена в период работы Ф.Зубова над заказом для ярославского храма Ильи Пророка.
Апостольская проповедь - сложная многофигурная иконографическая композиция, имеющая в центре ростовую фигуру Христа, окруженную в секторах круга сценами призвания, служения и кончины
апостолов.
Икона из Ярославского музея-заповедника, инв. № 41527, ИК-406.
Датировка: 1660 - 1662 гг.
Из праздничного чина. Датировка Ок. 1497 г.
Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 186.
Около трехсот лет прошло с крестной смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа. Христианство, несмотря на жестокие преследования, все более и более распространялось по всей земле, привлекая к
себе и бедных и богатых, и могущественных, и слабых.
Римский император Константин Великий, его отец был язычником, мать, царица Елена, христианкой. После смерти отца у Константина возникла война с правителем города Рима. Накануне решительной битвы,
когда стало заходить солнце, Константин и все его войско увидели на небе крест, с надписью - "Сим победишь". Во сне, ночью, Константин тоже увидал Христа с крестом. Господь велел ему сделать на
знаменах своих войск кресты и сказал, что он победит противника. Константин исполнил повеление Божие, а одержав победу и войдя в Рим, велел поставить на площади города статую с крестом в руке. С
воцарением Константина преследования христиан прекратились, а сам император крестился незадолго до своей смерти, потому что считал себя недостойным раньше принять это таинство.
Поиски и Нахождение св. Креста
Мать Императора Константина, царица Елена, много заботилась о распространении христианства, о постройке храмов и устройстве церкви. По просьбе сына своего она решила поехать в Иерусалим, чтобы
там разыскать тот крест, на котором был распят Иисус Христос.
По приезде в Иерусалим, царица Елена много распрашивала и, наконец, от одного очень старого еврея узнала место, где находится Крест Христов. Он был зарыт в землю, и над этим местом был выстроен
языческий храм. Императрица приказала копать в этом месте землю. Наконец были найдены три креста и около них дощечка с надписью "Иисус Назарянин, Царь Иудейский". Но никто не мог сказать, который
из трех крестов тот, на котором был распят Христос. Тогда привели одну тяжело больную женщину, и патриарх Макарий сказал ей приложиться ко всем трем крестам. Приложившись к первому и второму
кресту, женщина не получила облегчения, а когда приложилась к третьему, - сразу выздоровела. Потом принесли умершего и стали прикладывать к нему кресты. От первых двух не произошло чуда, а когда
третий крест приложили к покойнику, он ожил.
Поклонение Кресту Господню
Тогда царица Елена, патриарх и все духовенство признали этот крест за тот, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, и стали поклоняться ему и целовать его. Народу было так много, что все
не могли подойти к кресту, и епископ, став на возвышенное место, несколько раз поднимал, или воздвигал крест, а народ повторял - "Господи помилуй". В память о Воздвижении Креста в Иерусалиме
составили молитву - Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.
В церкви празднуется и вспоминается Воздвиженье Креста 14 сентября. Накануне этого дня за всенощной на середину храма торжествено выносят украшенный цветами крест, и мы поклоняемся ему и целуем
его при пении - "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко:"
Император Константин и мать его, императрица Елена, сделали очень много для распространения христианства. Поэтому Церковь причислила их к святым и называет равноапостольными.
День Празднования - 27 Сентября (14 сентября).
С Вознесения Спасителя на небеса, когда Он воссел одесную Бога Отца, доселе Господь, воцарившийся над всеми языки, служит спасению рода человеческого, особенно-рода христианского, как Он Сам
сказал - и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
Он доселе очищает, возрождает и обновляет нас в святом Крещении, освящает и утверждает благодатью Святого Духа в Миропомазании, священнодействует в Литургии, как вечный Первосвященник по чину
Мелхиседекову, и преподает Пречистое Тело и Кровь Свою под образом хлеба и вина. В покаянии - Он Сам внимает нашему покаянию и разрешает грехи искренне кающимся. В Священестве, иерархии или
пастырстве - Он Сам просвещает, пасет, руководствует, судит и наказует духовно словесных овец Своих. В Браке - благословляет супружеский союз мужа и жены к благословенному рождению и воспитанию
детей. В Елеосвящении, как Врач душ и телес, врачует немощи духовные и телесные. Каждую службу Он присутствует с нами невидимо, по собственому Его обетованию, "Где двое или трое собраны во имя
Мое, там Я посреди них", и принимает наше служение, и Сам чудно, действенно, ощутительно служит нашему спасению.
Перед самой полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты светоносного Праздника Праздников- Воскресения Христова. Пасхальная заутреня начинается с крестного хода вокруг храма с иконами, хоругвями и пением "Воскресение Твое Христе Спасе:". Верующие идут за священнослужителями с зажженными свечами. Центральным песнопением утрени является Пасхальный канон. Священники радостно приветствуют народ : "Христос Воскресе!", и в ответ раздается: "Воистину Воскресе!". Перед концом Литургии освящается пасхальный хлеб - Артос, который потом раздается верующим как пасхальное благословение. Коленопреклонения и земные поклоны отменяются до самой Троицы. Всю Светлую седмицу непрерывно звонят колокола: "Ангелы ныне, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - ликуют с нами, Архангелы радуются, Херувимы и Серафимы празднуют с нами настоящий праздник". Величественное и многознаменательное пасхальное богослужение являет верующему все, что в христианстве есть таинственного, высокого и спасительного для души, светлого, отрадного и утешительного для сердца. Сила благодати Божией за пасхальным богослужением наполняет душу христианина неизьяснимым умилением, счастьем, пламенной любовью к Богу и братьям о Христе. Христиане "христосуются"- радостно целуют друг друга с возгласами : "Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!"
Икона изображает одно из чудес Господних: за шесть дней до Пасхи, в которую Господь готовился принять крестную смерть, Он пришел в Вифанию и там чудесно воскресил своего умершего друга Лазаря,
тем самым показав свою Божественную силу, дабы прежде страданий и смерти уверить людей в общем воскресении всех умерших. Среди канонических Евангелий описание этого чуда содержится лишь в
Евангелии от Иоанна.
Иконография данного образа сложиласьочень давно, еще в Византии в VI-VII вв. и с тех пор значительных изменений не претерпевала. Иисус изображен у пещеры Лазаря. У его ног Марфа и Мария - сестры
Лазаря. Рядом с пещерой иудеи, пришедшие удостовериться в чуде. У пещеры сдвинута прикрывающая ее плита, от запаха "четверодневного" Лазаря близстоящие прикрывают нос платком. Спеленутое тело
Лазаря изображено в черном провале пещеры, символизирующем смерть и ад.
"По оживлении же своем Лазарь ни что же ядаше без услаждения, но всякое ядение с медом ядаше от горести адския..." После своего чудесного воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет и, согласно
преданию, был поставлен архиереем одного из городов на Кипре.